"The Soviet threat", "советская угроза", как говорили во времена холодной войны, была организующим принципом до того момента, как в 1991 году Советский Союз внезапно перестал существовать, Кремль вступил в права спорного имперского наследства, а Запад стал колебаться между фантазерством по поводу "конца истории", "мирными дивидендами" и расширением НАТО на восток. Была ли Россия старым врагом или новым другом? У Вашингтона не было ответа, а европейцы ограничивались ролью зрителей", — повествует журналист Михаэль Штюрмер.
"Но мир не стоял на месте. Будут ли новые конфликты возникать на юге или где-то еще? Произойдет ли неистовое возвращение старых религий? Будет ли мировой беспорядок скрываться за новыми технологиями или же, как Поднебесная, искать новую силу и признание в старых зонах интересов? После терактов 11 сентября 2001 года (…) США более не были тем, чем они являлись на протяжении 75 лет: центральным созвездием на атлантическом небосводе".
"Террор, цифровизация войны и мира, околоземное космическое пространство стали ключевыми словами стратегического перелома — и все еще являются таковыми. То, что мы переживаем в настоящий момент, вероятно, является лишь началом большого смятения, которое охватило мир. Если бы не было Североатлантического союза, пришло бы время снова придумать его в качестве основы безопасности XXI века", — отмечает автор статьи.
"В Германии одобрение Североатлантического союза с 2009 года упало с 74% до жалких 57%, сообщил на днях авторитетный американский исследовательский центр Pew Research Center. Впрочем, в 16 странах Европы чуть более половины респондентов положительно оценивают НАТО", — говорится в статье.
"Однако когда речь зайдет о том, чтобы при необходимости прийти с собственными вооруженными силами на помощь стране, подвергшейся притеснению со стороны России, это не поддержит даже половина опрошенных. Примечательно, что британцы, все же покидающие ЕС, с 55-процентным одобрением активно поддерживают стратегию НАТО".
"Это может быть связано с тем, что в действительности британцы лучше осознают миротворческую логику сдерживания, чем остальные страны Европы, включая немцев, или же большая часть британцев понимает, что без обещания об оказании взаимной помощи в соответствии со Статьей 5 Устава НАТО и возможности его выполнения от Североатлантического пакта останется только "пустое НАТО", что сделает критическую дипломатическую ситуацию еще более критической".
"Статья 5 договора НАТО работает на основе взаимности — или не работает вовсе. (…)Обязательство по оказанию взаимной помощи, являющееся ядром альянса, в действительности существует прежде всего в образе американского руководства. Если оно пошатнется — из-за слабости, дезориентации или же заносчивости и перенапряжения, — пошатнется и любое равновесие".
"Статья 5 действительна в той мере, в которой действительна готовность Америки жертвовать решительно всем, но с этим дела обстоят плохо: "Америка превыше всего". (…) Однако Статья не действует автоматически и не дает абсолютной гарантии. Хотя текст и описывает обязательство прийти на помощь любому партнеру по союзу в случае внешней угрозы, то, какими средствами это будет осуществляться, военными или гражданскими, и до какой степени боеготовности и эскалации, остается, согласно договору, на усмотрение каждого отдельного государства-участника".
"(…) Никто не может помешать значительной части западной публики приукрашивать ситуацию в мировой политике, считать Статью 5 неактуальной, желать отмены обязательства по оказанию взаимной помощи и лишать моральной основы дипломатию сдерживания. Кого волнует то, что таким образом ставится под сомнение суть задачи НАТО? Оставлять неприятную правду американцам и потом обругивать их, стоя на моральной возвышенности, — такой подход не будет функционировать долгое время".
"Во времена искусственного интеллекта и его едва изученных возможностей и невозможностей, цифровизации войны и мира, вооруженной колонизации околоземного космического пространства и, не в последнюю очередь, гибридного ведения войны ниже ядерного порога во всех вариантах, старое может стать новым. Возможно даже, что в недалеком будущем немцы и их соседи снова полюбят и зауважают Статью 5", — заключает автор статьи.
Источник: Инопресса