Дело Елены Лукаш стало одним из самых громких в минувшем году и не обошлось без скандалов и очевидных проигрышей следствия. Прошло уже достаточно времени, а имя экс-министра юстиции по-прежнему остается на слуху.
События развивались молниеносно: обвинение Лукаш в хищении госсредств и подлоге, «спецоперация» по ее задержанию, ношение электронного браслета для фиксации каждого движения, внесение залога в несколько миллионов гривен для выхода на свободу – все это пришлось пережить женщине почти за месяц.
Журналист "УРА-Информ" встретился с адвокатом Елены Лукаш, чтобы узнать, как сейчас обстоит ситуация с противостоянием экс-министра и Генпрокуратуры.
Андрей Смирнов откровенно ответил на самые прямые и каверзные вопросы.
"Скрытая угроза" или кто на самом деле стоит за задержанием Лукаш?
Предлагаю ответить на вопрос, кто может стоять за преследованием Елены.
Вопрос задержания исчерпан, и я уверен, к нему мы больше не вернемся. Гораздо интереснее выглядит само уголовное преследование и подлинные мотивы происходящего.
Уголовное производство против Елены Лукаш ни что иное, как поиск властью мнимых достижений в схватке с собственной тенью. Путем наглого и циничного использования правоохранительной системы, путем обмана и давления на свидетелей, искажения действительности и служебных подлогов.
События преступления, придуманного органом досудебного расследования, не существует и не было никогда, что подтверждается уже ставшей во языцех цитатой одного из блестящих номинантов на должность Генерального прокурора Украины Столярчука, произнесенную им на заседании парламентского комитета по вопросам противодействия коррупции в апреле прошлого года.
"Мы должны найти любые доказательства, чтобы сделать возможное и невозможное для привлечения этих людей к уголовной ответственности".
Считаю это достаточной демонстрацией "непредвзятости и объективности" важного государственного чиновника и в целом объясняет юридическую природу уголовного производства.
Много кто пытается связать уголовное дело против Елены Лукаш с ее работой в команде Януковича. Присутствует ли в этом определенная логика?
Логическая взаимосвязь берет свое начало с дефиниции "преступная власть", придуманная нынешней властью в отношении прошлой. И не важно, в каком государственном учреждении ты занимал руководящую должность, ты подлежишь ритуалу люстрации и общественному порицанию.
Я нахожу логическое объяснение тому, что представленная ныне в Украине власть не готова к конкуренции, прежде всего интеллектуальной и политической.
Полная остановка задекларированных реформ, неэффективная внутренняя и внешняя политика, неспособность экономической стабилизации, и в конечном итоге, девальвация авторитета правящих элит вызывает у властей острую необходимость в поиске собственных врагов. Среди представителей прошлой власти, затем среди своих политических партнеров, затем просто среди своих. Последние новости об уголовном преследовании реформатора Касько очень показательный тому пример. Без полной перезагрузки власти это необратимый и драматичный процесс, ведущий к полному нивелированию институтов государственной власти.
Елена Леонидовна профессиональный юрист, адвокат и политик, всегда занимавший взвешенную и принципиальную позицию в вопросах жизни государства и не боявшийся об этом говорить. Сейчас это многих раздражает.
Недавно Давид Сакварелидзе признался, что нарушал прокурорскую этику. Об этом он написал у себя на странице в Facebook, подразумевая, что прокурорская этика заключалась – в постоянном обмане, коррупции и взяточничестве. Боролась ли с такими актами злодеяний ваша подзащитная и если да – то как?
Я думаю, для расширенного ответа на этот вопрос следует обратиться к Елене.
От себя могу вспомнить эпизод, когда Елена Леонидовна занимала должность министра юстиции, именно ею был положен конец огромной коррупционной схеме по растрате бюджетных денег, которые уплачивались в виде роялти IT-компаниям, вовлеченных в работу системы государственных реестров.
Это известная история, в которой присутствовали и частные сервера, накапливавшие конфиденциальную информацию о гражданских правоотношениях граждан и монополизация работы государственных реестров в руках частных компаний. Что примечательно, бенефициаром этой наглой коррупционной схемы был один из народных депутатов Украины, ныне также представляющий интересы страны "под куполом".
Мне сложно сосчитать, сколько средств государство сэкономило на сегодняшний день после пресечения этой преступной схемы, но счет уже давно пошел на миллиарды.
Приведите пример чиновника, кто бы мог поделиться подобными управленческими решениями. Конечно же, боролась.
Расскажите о уголовном деле. Что происходит с ним?
Уголовное производство в отношении Елены — это грязное и очень грубое попирание норм процессуального закона, прав и свобод человека.
На протяжении всего уголовного производства, связанного с делом Елены Леонидовны Лукаш, неоднократно орган досудебного расследования – прокуратура — нарушала право на защиту, процессуальные права моей подзащитной, давила на свидетелей, давила на экспертов.
Но одно могу констатировать однозначно. Старт прокурорского марафона на занятие должности Генерального прокурора Украины дан. И именно в этом контексте, в последнее время я отмечаю значительное оживление стороны обвинения с понятной целью, — взять недостающий моток белых ниток, дошить ими последние тома и передать дело на рассмотрение в суд.
Уверен, прокуратура также понимает всю безысходность затеи с данным уголовным производством, но не готова принять законное решение о его прекращении. Ускорение передачи дела на рассмотрение суда снимает ответственность с органов прокуратуры и открывает широкие возможности для обвинений судебной системы в неспособности рассмотреть важное уголовное дело. Это будет использоваться как элемент давления на суд.
Важно отметить, что все фигуранты и свидетели данного уголовного производства, расследуемого на протяжении двух лет, неоднократно были допрошены, проведены масса следственных действий и я до сих пор не понимаю, что фамилия моей подзащитной там делает.
За последние несколько недель появились новости о давлении следствия на свидетелей в этом уголовном деле. Что вы можете прокомментировать?
Только за последний месяц мы насчитали пять попыток следователей прокуратуры путем давления на свидетелей получить лжепоказания на мою подзащитную. Мы соответствующим образом отреагировали: обратились с заявлением в Генеральную прокуратуру о возбуждении уголовного производства по факту принуждения к даче показаний. Прокуратура отказалась внести данные о криминальном правонарушении в реестр досудебных расследований. Как следствие, мы обратились в Печерский районный суд, в котором обжаловали бездействие Генеральной прокуратуры. Победим.
Какие были попытки давления на свидетелей зафиксированы с вашей стороны?
18 марта этого года, один из свидетелей, ставший внезапно подозреваемым заявил на пресс-конференции о том, что был приглашен в Главное следственное управление Генеральной прокуратуры непосредственно в качестве свидетеля, но получил и уведомление о подозрении.
Обычно процедура привлечения к уголовной ответственности выглядит следующим образом: после вручения уведомления о подозрении, прокуратура готовит ходатайство и направляет его в суд для избрания меры пресечения, но в данном конкретном случае следователь дал вышеупомянутому свидетелю время подумать, не готов ли он изменить свои показания, данные ранее по этому делу.
Вот, собственно, это мы узнали из открытых источников – есть информация, которая на сегодняшний день задокументирована нами как адвокатами, которая свидетельствует о давлении на других свидетелей в деле, а также на экспертов в контексте проведения ими соответствующих экспертиз.
Имели ли место другие угрозы или факты давления?
Я воздержусь от объемного ответа на ваш вопрос, но скажу, что вопрос привлечения к уголовной ответственности следователей и процессуальных руководителей в данном уголовном производстве – это вопрос времени.
Поделитесь прогнозами касательно развития этого процесса, удастся ли доказать невиновность экс-министра юстиции и закончить это дело в ее пользу?
Конечно, удастся. Не сомневаюсь нисколько.
Какое мнение у вас сложилось о Елене Леонидовне как о человеке, вы ведь достаточно хорошо узнали человека, будучи ее защитником долгое время?
Мне невероятно повезло знать Елену, ведь таких интеллектуалов в стране очень мало – людей, способных быстро, эффективно, рационально и взвешено принять любое решение. Очень чуткий человек, готовый разделить любую сложную ситуацию в жизни.
Как вы оцениваете вероятность внутриполитических изменений в ближайшем будущем.
Они будут, это нормальный процесс. Но до тех пор, пока государственные решения будут приниматься исходя из принципа революционной необходимости, а судебные решения из принципа политической необходимости, любые внутриполитические изменения ни к чему новому не приведут. А разрушать уже просто некуда.