"Ключевое связующее звено в обоих случаях — это предполагаемое присутствие подозреваемого агента российской военной разведки ГРУ под псевдонимом "Сергей Федотов" в обеих странах во время инцидентов. Сайт расследований Belligcat, который ранее установил личности агентов ГРУ Александра Мишкина и Анатолия Чепиги как подозреваемых в атаке в Солсбери, сообщил, что Федотов — это Денис Сергеев, высокопоставленный офицер ГРУ и выпускник Военно-дипломатической академии", — напоминает издание.
"Гебрев, 65-летний болгарский торговец оружием, рассказал историю об отравлении в 2015 году во время нескольких встреч с The Guardian в Софии. По его словам, он уверен, что был отравлен, но он представления не имеет, как он мог стать мишенью для ГРУ. "Это лишено всякого смысла. Я не знаю, был ли тут какой-то агент ГРУ или нет. Но я едва не умер", — говорит он.
"27 апреля, по словам Гебрева, он "работал как таракан" в офисе и пропустил и завтрак, и обед. Затем он поехал на ужин с двумя давними польскими деловыми партнерами в престижный софийский ресторан, где заказал рыбу. Когда тем вечером он приехал домой, у него начал зудеть глаз. На следующее утро его водитель привез ему глазные капли, но зуд лишь усилился. Вечером того дня он все еще хотел провести деловой ужин, но уже с другими польскими деловыми партнерами, а также с двумя россиянами. Он не назвал их имен, однако указал, что передал их имена прокуратуре, и что все эти люди были его давними знакомыми, которые не могли быть причастны к произошедшему. Во время того ужина с его зрением стали происходить странные вещи, затем началась рвота и состояние начало стремительно ухудшаться. После того, как он пришел в себя, ему сообщили, что его сын и директор одной из его производственных компаний также были отравлены и впали в кому. Так как болгарская больница не могла провести сложных тестов, Гебрев заказал их в финской лаборатории, которая предположила, что его отравили каким-то органофосфатом", — сообщается в статье.
Бывший министр обороны Бойко Ноев, близкий друг Гебрева, со скепсисом относится к идее того, как Гебрев мог стать мишенью ГРУ, но сказал, что Россия много лет пыталась получить контроль над лицензиями в болгарской оборонной индустрии. "Россия хочет заключать сделки в Африке и Азии, где Гебрев всегда обходит их", — сказал он.
"По мнению Гебрева, попытка устранить его может быть связана с его планами приобрести долю в оружейном заводе в городе Русе на границе с Румынией. "Именно тогда проблемы и начались. Кто-то был совсем недоволен", — говорит он. Другие предполагают, что за этим может стоять внутренний болгарский диспут, и внутренние враги Гебрева искали помощи у россиян. По словам Гебрева, он не вел бизнес с Россией, и не работал с российскими партнерами или посредниками. У него были контракты с Украиной, однако он настаивает, что они были "грошовыми, небольшими, низкотехнологичными", — отмечается в публикации.
Издание напоминает, что болгарская прокуратура прекратила расследование в связи с отсутствием зацепок, однако спустя несколько месяцев после атаки в Солсбери Гебрев снова обратился к ним, поразившись сходству с отравлением Скрипалей.
"Мы немедленно связались с нашими британскими партнерами по всем разрешенным каналам", — сообщил The Guardian премьер-министр Бойко Борисов. По словам Гебрева, на прошлой неделе у него была краткая встреча с болгарским прокурором, которая длилась 15-20 минут, но больше власти с ним не связывались.
Ноев считает, что налицо отсутствие интереса к этому делу. "Я подозреваю, что это сознательное сокрытие. Болгария и некоторые из главных болгарских институтов не хотят, чтобы это дело расследовалось дальше", — сказал он.
"Когда Гебреву показали фотографию человека, которого Bellingcat опознал как Сергеев, Гебрев сказал, что не знает его", — сообщается в статье.
"По словам Хамиша де Бреттон-Гордона, эксперта по химическому оружию, результаты финской лаборатории неубедительны, — пишет The Guardian, — но он предположил, что Гебрев был скорее отравлен пестицидом, чем агентом оружейного уровня".
"Токсичность пестицида в сравнении с нервным агентом минимальна, но все же она легко приводит к смерти", — указал он.
"Странности добавляет и то, что, как утверждает Гебрев, он, его сын и деловой партнер не пересекались в дни, предшествовавшие его отравлению, — пишет издание. — Двум другим мужчинам стало плохо через три дня после него". "Мы собрались и попытались продумать, где мы могли получить все это, но не смогли", — говорит он.
Источник: Инопресса