Такой вывод мотивирован тем, что нормы уголовного законодательства должны быть ясными и недвусмысленными, поскольку в результате привлечения к уголовной ответственности может быть ограничена свобода человека и другие ее конституционные права и свободы, — пояснили в КС. Там также отмечают, что законодательная конструкция статьи 368-2 Уголовного кодекса Украины "допускает обвинения, основанные на предположениях". Кроме того, она включает в себя предписания, регламентирующие процесс доказывания, хотя это относится к сфере уголовного процессуального законодательства.
Кроме того, в КС подчеркивают, что законодательное определение "незаконного обогащения" как преступления делает возможным переложение этой обязанности со стороны обвинения на сторону защиты.
В то же время, подозреваемый или обвиняемый не должны доказывать законность оснований приобретения соответствующих активов. Они могут предоставлять доказательства своей невиновности только по собственному желанию или не предоставлять их вообще, — подчеркивают в Конституционном суде.
Напомним, как сообщал УРА-Информ, 18 января группа депутатов от коалиции: Владислав Данилин и Александр Кирш от "Народного фронта", Геннадий Чекита и Андрей Шинькович от "Блока Петра Порошенко" зарегистрировали в Раде проект закона 7499 о внесении изменений в статью 368-2 Уголовного кодекса Украины с целью приведения ее положений к требованиям Конституции Украины.
Проектом предлагалось убрать из УК ответственность топ-чиновников за приобретение активов в значительном размере, если они не могут доказать законность происхождения этих активов, а также ответственность за передачу таких активов другому лицу.
Законодатели предлагали прописать, что ответственность будет наступать в случае незаконного приобретения топ-чиновником активов в значительном размере. Речь идет об активах, стоимость которых превышает одну тысячу необлагаемых минимумов граждан. По состоянию на 1 января 2018 года, это 881 тысяча гривен.