Я хочу сказать, что украинское общество очень изменилось за те 11 лет, что я здесь живу.
Когда я приехала в Киев — в разгар оранжевой революции — такое явление как борьба с коррупцией в принципе не стояло на повестке дня. Оно отсутствовало и в 2010, и в 2013 и даже в 2014. Не было всеобщего порицания коррупции. Она была привычным, таким понятным явлением — не подмажешь не поедешь.
Разруха вокруг, нищета, больницы, в которые страшно попасть, менты — все это было следствием коррупции, и в этом я постоянно в течение последних пяти лет усиленно убеждала своего свекра, заядлого социалиста, для которого либерализм был сродни понятиям "наркомания и проституция". "Да не в свободных рынках дело и не в частном капитале. А в том, что Украина просто бесконечно ворует — все, что плохо лежит!" — говорила я ему.
И вот представьте моё удивление, когда неделю назад свекор вдруг повторил мои слова один в один. Прочёл книгу про либерализм, наслушался телевизора, начитался Интернета (где про коррупцию нынче только и говорят) — и пожалуйста! Самая твёрдо-каменная, на мой взгляд, парадигма пошатнулась и посмотрела на мир открытыми глазами. А что, можно жить иначе?
Это круто, что общество меняется — и даже такие косные члены его общества признают проблему. Впереди — длинная дорога борьбы с тем, что мы уже считаем не приемлемым.