Журналист рассказал про подробности эксперимента с улучшением питания в войсках

Перед Новым годом затронул тему питания в армии. Не мог пройти мимо авторской колонки на УП главы проектного офиса реформ Минобороны Андрея Загороднюка. Андрей выложил фото нового «обычного меню» солдат из двух частей, где сейчас министерство проводит эксперимент. На фото — красная рыба, ананасы, бананы. Я позволил себе усомниться в достоверности фото, предположив, что нас просто водят за нос.

Андрей связался со мной, а затем от его коллег поступило интересное предложение. Очень честное, кстати. Съездить и самому посмотреть, как кормят солдат. Без предупреждений – приехать и увидеть, чего удалось добиться проектному офису благодаря отказу от системы аутсорсинга и возвращению в армию военных поваров.
Одна из воинских частей (береговая база ВМС Украины), где проходит эксперимент, находится в Одессе. На новогодних праздниках выдался удачный повод в ней побывать. Приехать, чтобы провести день-другой в Одессе предложили мои друзья-одесситы.

Чтобы моя инспекция была объективной (так сказать для чистоты эксперимента), я в этот же день по приезду в Одессу договорился посетить еще одну воинскую часть. Факультет ВМС при Одесской Национальной Морской Академии. Здесь эксперимент не проводят. Курсантов как и прежде кормит аутсорсинговая компания.
Единственное условие – никаких фотографий. Аргументы о том, что я буду фотографировать только на кухне, не подействовали. Есть единая инструкция, есть секретность. Поэтому все передам на словах.

Первое и самое главное – кормят в обеих частях теперь совсем не так, как было в период моей службы лет двадцать назад. Земля и небо. Перловка или ячневое варево с тушенкой (основной рацион бойца в былые времена) остались в прошлом. Кормят очень прилично. И эту заслугу руководства Минобороны нужно отметить на самом высоком уровне. Спасибо от бойцов всем, кто принял в этом участие и добился результата. От курсантов и матросов, от офицеров обоих воинских частей – СПАСИБО.

На первое можно выбрать борщ или суп, на второе – картошка или каша, сарделька или кусочек свинины, салат из капусты или соленый огурец. Дают порционно: либо то, либо то. Причем ассортимент блюд в обеих частях был практически одинаковый. Качество, набор продуктов, порции — аналогичные. И система одинаковая. Выбираешь картошку или кашу, борщ или суп.

В проектном офисе говорят, что в «экспериментальных» столовых действует шведский стол. Можно ли так назвать выбор между борщом и супом? Кашей или картошкой? Если да, то точно такой же «шведский стол» действует и в неэксперементальной столовой, где питание для моряков готовят аутсорсеры.

В чем же тогда отличие между столовыми? В обычной столовой курсантов кормят сотрудники компании. В «экспериментальной» работает 2 военных повара и… 18 гражданских сотрудников. Самое смешное – гражданский персонал это те же сотрудники аусторсинговой компании, которая здесь работала до эксперимента. Просто теперь они получают зарплату не от фирмы, а от воинской части – то есть от государства.

Понятно, что забота о столовой добавила хлопот руководству части. К примеру, для столовой закуплено современное итальянское оборудование, которое…пылится на складе. Для его установки необходимо сделать ремонт на кухне и найти подрядчика, который его установит и начет обслуживать. Простите на резком слове, но я впадаю в ступор, когда подтянутый капитан-лейтенант и капитан второго ранга объясняют мне, что для монтажа вытяжки нужно проштробить полы и стены. Сетуют, как сложно найти специалиста по обслуживанию итальянского варочного шкафа. Вот скажите, на черта морским офицерам эта головная боль?!

А еще в «экспериментальной» столовой должен быть электронный учет. Согласно постановлению Кабмина, именно его внедрение было главной целью эксперимента. Но идет пятый месяц эксперимента, а учета…нет.

На входе в столовую повесили сканер (стоит, видимо, немалых денег). Но чтобы система, начала работать, на военные билеты курсантов нужно нанести специальный штрих-код. Солдат заходит в столовую, и система «видит», сколько человек пришли на обед. Но штрих-кодов пока нет. В чем же тогда суть эксперимента, который реально не проводится?

Зачем «сканировать» военных, если количество тех, кто придет на обед и так известно и докладывается начальнику столовой дежурным? Почему на входе нет турникета? Кто будет перед каждым походом в столовую раздавать курсантам военные билеты, которые обычно хранятся у командира роты? Честно говоря, никто мне так и не смог объяснить целесообразность введения этой странной системы учета, которая очевидно не будет нормально работать.

Теперь о финансовой стороне: экспериментальная столовая тратит на закупку продуктов около 60 гривен в сутки на одного военнослужащего. В эту сумму не входит зарплата персонала, двух военных поваров, начпрода части (капитана!), коммунальных услуги, моющие средства и т.д. Это только продукты! В обычной столовой вся услуга по питанию обходится примерно в те же 60 гривен. Но в эту сумму уже включено все – и продукты, и зарплаты, и электричество, и вода, и даже ремонт столовой, который аутсорсер обычно проводит за свои средства. Почему такая разница? Думаю, никто не станет спорить, что на любом госпредприятии уровень откатов, коррупции всегда выше, а эффективность работы наоборот ниже.

Выводов по итогам поездки всего два. Питание в армии значительно улучшилось. Но очевидно, что это не заслуга эксперимента, который проходит по инициативе проектного офиса. Эксперимент добавил командирам «непрофильных» забот, бюджету Минобороны лишних расходов. Военных пытаются «нагрузить» бытом. Распространение этой практики на всю украинскую армию, по моему мнению, приведет к ухудшению ситуации. Но может, кто-то просто заинтересован в перераспределении финансовых потоков за счет обычных украинцев, отдающих свои налоги на содержание армии.

Тема не закрыта, вопросы еще остались, думаю, в ближайшее время мы к ним вернемся. И отдельно по просьбе друзей поговорим о питании бойцов в АТО. По моей информации там полная Ж…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *