В этой статье рассмотрим очень интересный и важный момент – как энергетиками закупаются опоры линий электропередач (или как называют в народе – столбы, хотя официально они именуются – стойки).
Вроде бы опоры ЛЭП – самая обыденная вещь, окружающая нас постоянно. Однако и в этой сфере есть свои не только технологические тонкости, но и экономические хитрости.
В нашей стране воровать можно на всём. И столбы – не исключение.
Дело в том, что особенность рынка стоек ЛЭП заключается в том, что он так или иначе подвязан на бюджете. Энергетика – это стратегическая отрасль Украины. Поэтому даже в частных облэнерго (главных заказчиках стоек) на самом деле есть доля (хоть и малая) государства. Поэтому в Украине, грубо говоря, без тендера не поставить ни один столб под линии электропередач.
И анализ тендеров в той же системе публичных торгов Prozorro позволяет вычленить первый блок возможных коррупционных схем.
Чем удобны стойки для проведения махинаций. Тем, что они используются как один из элементов при реализации единого проекта, на который подается тендер. Например, тендеры под общим наименованием "ремонт дорог" (ЛЭП примыкают к трассам, их однозначно "задевают" при капитальном ремонте), или "реконструкция линий электропередач", или "реконструкция системы уличного освещения", или "благоустройство" какой-либо территории. Или военные части любят использовать формулировку – "для гарантированного обеспечения потребностей обороны", и под это идет перечень на десятки наименований товаров (в том числе и опоры наружного освещения). Чаще всего в таких случаях указывается либо "разделение предмета закупки на лоты не предусмотрено", либо просто оформляется в виде единой услуги. Например, через тендер приобретается услуга по реконструкции ЛЭП, а что там в этой реконструкции заложено, из открытой документации – тайна за семью печатями. Либо не указано количество закупаемых опор, либо не уточняется – какой категории опоры ЛЭП приобретаются, либо не показывается цена закупки. Если копать глубже, этих "либо" может быть еще больше.
Например, в одном из сел Львовской области реконструировали уличное освещение. Согласно тендеру, на 295 тыс. 876 гривен закупались: блок управления – 1 шт., фонари уличного освещения – 22шт., опоры ЛЭП (без уточнения) – 45шт. Прошел конкурс. Определился победитель. Но опубликовали только общий договор между сельсоветом и подрядчиком с указанием лишь общей суммы – ни сметы, ни спецификации. Поэтому понять, что за опора ЛЭП приобреталась, и какая цена победила в конкурсе – невозможно.
Еще вариант – оформление тендера под одного подрядчика. Это касается, прежде всего, тендеров по реализации общих проектов. Почему важен единый подрядчик? С ним проще договориться по откату. Найти самые дешевые те же стойки ЛЭП, а по документам для облэнерго провести их подороже – это уже его проблема (распределение навара оговаривается). К тому же, если что (прокуратура там, силовики по экономической преступности), то ни горсоветы, ни облэнерго – ни при чем. Как выкручиваться – дело подрядчика. Например, в этом году энергетическая компания планировала строить новую подстанцию. Суммарная стоимость тендера – 296 миллионов гривен. На все работы нужен был один исполнитель, который выбирался на основе конкурса. А вот подрядчик уже мог нанимать каких ему угодно субподрядчиков, самостоятельно производить закупку материалов и пр. В частности, в тендерной документации к участнику конкурса было прописано требование – "документальное подтверждение возможности поставки основных материалов (металлические опоры, оптические сети ВОЛС, кабели ОКГТ) и оборудования (силовые и измерительные трансформаторы, разъединители, выключатели)" и др. Правда, в итоге тендер был отменен.
ВНУТРЕННЯЯ КУХНЯ
Производители стоек ЛЭП (один – с юга Украины, два – с Полтавской области) на условиях анонимности рассказали, в том числе, почему на Prozorro есть вроде бы интересные тендеры с очень хорошей ценой – но на них всего пару участников, или почему в итоге такие "смачные" предложения отменяются. Да и вообще, как появляются энергетические тендеры в Prozorro.
Дело в том, что на энергетическом рынке каждая крупная компания-заказчик, прежде чем выставиться в Prozorro, проводит свой тендер. Для этого существует масса внутренних площадок (они аналогичны официальной системе публичных закупок).
Например, компания решила закупить 200 стоек ЛЭП. Она рассылает предложение принять участие в конкурсе всем производителям нужных ей стоек. И вот на этом тендере все участники "бьются" по настоящему, именно здесь идет массовая борьба ценовых, технологических, логистических и иных предложений. В ходе этой "бойни" определяется победитель. На цену победителя компания накручивает свой коэффициент, и уже с этой ценой выходит в Prozorro.
В этом тендере на Prozorro обязательно принимает участие победитель и пара участников внутренних торгов. Эта "пара" знает, что они не победят. Но подыграть для будущего лояльного отношения должны. Причем, заказчик полностью контролирует подготовку победителя для Prozorro, юристы вычитывают его тендерную документацию, чтобы, как говорится, никакая мышь не докопалась.
Что делают остальные проигравшие внутренний тендер? Молча смотрят за якобы "конкурсной борьбой" на официальном сайте публичных закупок. Почему молчат? Потому что еще одна особенность рынка стоек для энергетики – он малочислен. От силы 50 производителей, специализирующихся в своих видах опор. Поэтому на данном рынке господствует заказчик. Хоть раз пойдешь против правил – для тебя закроются внутренние тендеры, а без них просто невозможно победить на Prozorro.
Иногда бывают случаи, что на Prozorro вдруг помимо "своих" участников подаст заявку какой-то чужак. В этом случае отдельные энергетические компании попытаются вызвать его "на ковер" и переговорить. Но однозначно его будут давить в конкурсе – придираться к любым формулировкам, вплоть до орфографии в документации. Если же чужак оказался слишком грамотным, а тендерная документация и ценовое его предложение просто идеальны… тогда торги отменяются (под любым предлогом) или признаются несостоявшимися (под любым предлогом).
Хотя от нежелательных участников энергетики научились подстраховываться и по-иному (как на внутренних тендерах, так и на Prozorro). Например, им нужны все те же 200 стоек ЛЭП, и нужную им марку производят, скажем, 10 заводов. Но победить должен конкретный. Для этого к этим 200 стойкам дополняется еще одна-две иной марки, эксклюзивным производителем которых является один завод (ну, или пара заводов). Важно – тендер подается единым лотом на все опоры ЛЭП. Понятное дело, что остальные 8 потенциальных претендентов автоматически не могут податься на такой конкурс.
Для бюджетных ведомств характерна еще одна, весьма распространная схема. Тендер заявляется, скажем, на 5 миллионов гривен, а в реальности приобретается продукция на 3 миллиона. По документам закрываются все 5 миллионов, а разница делится пропорционально. Но такое проворачивают лишь с самыми договороспособными поставщиками.