В частности, уже на протяжении нескольких месяцев люди протестуют против строительства мусорного полигона в районе станции Шиес в Архангельской области. Сюда планируется свозить мусор из Москвы — "далеко от центров мусор не будет бросаться в глаза — таким, вероятно, был план". "Информация о проекте по сей день скудная, вероятно, играют роль неясные коммерческие интересы", — отмечает издание.
"Нам грозит экологическая катастрофа", — предостерегает Людмила Соснина, пенсионерка, участвующая в протесте против строительства полигона. Она опасается, что построенная на болотистой местности Шиеса мусорная свалка может отравить весь регион. Что, если химикаты, например, из старых батареек, просочатся в землю и по ручьям и рекам попадут в Белое море? Экологи предупреждают о "Чернобыле замедленного действия", — передает Бильгер.
"Протесты — новое явление для нашего региона", — говорит активистка Надя Иниева. Еще год назад, когда в России была приняла спорная пенсионная реформа, сопротивление было относительно маленьким. Почему сейчас все иначе? Предположительно потому, что речь идет о региональной проблеме, считает Иниева. Люди беспокоятся о своих непосредственных условиях жизни".
"Российское гражданское общество давно является слабым и сброшенным со счетов, граждане пассивны, — указывает Бильгер. — Но теперь больше людей выходят на улицы, чтобы оказать сопротивление решениям правительственных органов. При этом новые российские протестующие получают ранее неизвестный для них опыт: их активность имеет успех".
Так, протесты против бесцеремонных действий властей привели в июне к освобождению журналиста Ивана Голунова. После демонстраций в Екатеринбурге против строительства храма в парке власти пообещали найти альтернативные площадки для строительства. Также после протестов суд запретил китайской компании строить завод по розливу питьевой воды на Байкале, говорится в статье.
"Социологи наблюдают стремительно растущее число социальных протестов. Речь идет об экологии, растущей стоимости жизни, образовании и медицинском обеспечении. В первом квартале число подобных протестов увеличилось почти вдвое, количество политических акций сократилось. Новые протестующие требуют не изменения системы, а улучшений в их непосредственной среде жизни. Они хотят, чтобы политики услышали их голос, что до это было редким явлением", — пишет издание.
Протесты в Архангельске Андрей Колесников из Московского Центра Карнеги называет "источником нового гражданского общества", передает Бильгер. "Люди активнее приобщаются к политической жизни, чем еще два, три года назад", — говорит он. По мнению Колесникова, граждане более упорны, чем в прошлом, и подчас более агрессивны, некоторые из них готовы к конфликтам с полицией. По его словам, растет риск того, что количество подобных протестов увеличится и в других регионах страны".
"Все это, говорит Колесников, становится растущей проблемой для системы. В течение почти 20 лет под руководством Владимира Путина негласно считалось, что народ держится в стороне от политики. Теперь люди добиваются того, чтобы их услышали. Структуры власти должны быть готовы к этому новому для гражданского общества времени — с непредсказуемыми на сегодняшний момент последствиями", — пишет Der Tagesspiegel.
Источник: Инопресса