"Кроме того, большое количество боеприпасов утилизировали в океане и морях после Первой и Второй мировых войн; таким образом химическое и обычное оружие попало во все прибрежные европейские воды. В одних только немецких районах Балтийского и Северного морей залегают 1,6 млн тонн таких отходов. Немалую часть вооружений немецкие моряки утилизировали в предусмотренных для затопления районах по приказу участников антигитлеровской коалиции после Второй мировой войны", — говорится в статье.
При этом боеприпасы скидывали за борт и за пределами предусмотренных районов. К счастью, в немецких водах химические боевые вещества встречаются редко, отмечает эксперт.
"Однако и обычная взрывчатка может выделять ядовитые и канцерогенные вещества, как, например, тринитротолуол (TNT). Здесь — кроме очевидной опасности самопроизвольного взрыва — существует и значительный риск для жителей побережья и морской экосистемы: чем сильнее боеприпасы подвергаются коррозии, тем больше опасных субстанций выделяется. Через морских животных они могут попасть в пищевую цепь человека", — подчеркивает Грайнерт.
С учетом наличия значительного количества боеприпасов на ограниченной территории неудивительно, что химики из GEOMAR обнаружили TNT во всех пробах воды, взятых в районе затопления вооружений в Кильской бухте, отмечает автор материала. "Токсикологи из Кильского университета также обнаружили высокую либо очень высокую концентрацию химических соединений, типичных для взрывчатых веществ, в собранных в этой зоне ракушках и морских звездах", — сообщает издание.
На расстоянии нескольких метров от "минных складов" концентрация этих веществ снижается, но, как отмечает Грайнерт, не до нуля. Концентрация химических соединений, типичных для взрывчатых веществ, была в 12 раз больше в ракушках, собранных в местах непосредственного контакта с водой затопленного торпедного аммонала Schießwolle 39, использовавшегося германским флотом во время Второй мировой войны.
"Залегающая в морях взрывчатка оставила свой химический след повсюду, но, к счастью, более высокая концентрация соответствующих химических соединений сегодня пока еще ограничена определенными районами", — пишет исследователь.
Тем не менее, продолжает автор, открытыми остаются вопросы, например, о том, меняется ли концентрация рассматриваемых химических соединений в течение года, не влияют ли на нее штормы и как она изменится в долгосрочной перспективе.
Так как ответственными организациями, в частности, GEOMAR, уже разработаны методы сбора и оценки проб воды, решающую роль теперь должно сыграть правительство — его вовлеченность, подчеркивает Грайнерт, необходима как никогда. Нужно инициировать создание единой программы мониторинга Северного и Балтийского морей, "чтобы не оставлять бремя прошлых войн еще и следующему поколению", призывает эксперт.
Источник: Инопресса