Утечка документов показывает, что Кремль готов оплачивать хакерские атаки, пропаганду и постановочные митинги, сообщает The Times. Электронные письма, которые отправляли связанные с Москвой лица, дают представление о грязной кампании на Украине.
Парламентарий от Консервативной партии Великобритании Боб Сили, анализировавший документы, сказал изданию: "Существуют исчерпывающие свидетельства того, что инструменты и приемы российского скрытого конфликта используются против Великобритании, США и ЕС. В свете отравления Скрипалей как никогда важно, чтобы мы понимали, в чем состоят эти методы".
Размах этой тактики раскрыт в третьей серии так называемых "сурковских утечек". В двух предыдущих, опубликованных Украинским киберальянсом, содержались, как утверждается, письма, отправленные с аккаунта, связанного с Владиславом Сурковым.
В последней партии содержатся электронные письма из аккаунтов, связанных с первым заместителем Суркова Иналом Ардзинбой.
В одной из партий писем от октября 2014 года содержатся предложения по финансированию киберопераций, а также более широкий план по "троллингу противников", "демотивации врагов" в соцсетях и сбору персональных данных отдельных лиц в Харькове, втором по величине городе Украины, сообщает The Times.
"Согласно Сили, утечки, судя по всему, раскрывают планы по насаждению новых исторических и философских идей", — говорится в статье. Мероприятия и книги призваны проводить мысль, что для части Украины характерно российское наследие.
Среди других предложений — организация антиукраинских и пророссийских митингов. Они подразумевали транспортировку "спортсменов", обученных боевым искусствам, выплаты местным СМИ для освещения протестов и взятки полиции, чтобы та закрыла на это глаза.
"Месяц протестов в Харькове был оценен в 19,2 тыс. долларов. Речь шла о 100 участниках, трех организаторах и двух юристах, — пишет издание. — Проводились ли митинги, неясно, хотя другие устроенные Кремлем протесты, как показало исследование, состоялись. Согласно утечкам, усилия по избранию 30 бывших коммунистических деятелей в местное правительство были предприняты в июне 2015 года за 120,46 тыс. долларов".
Боб Сили и Аля Шандра, главный редактор англоязычного украинского новостного сайта, заявляют, что просочившаяся информация "с высокой вероятностью подлинная". Они планируют опубликовать доклад в рамках Королевского Объединенного института оборонных исследований, передают журналисты.
"Шпионы были готовы, лидеры восстания названы. Когда Алексей Муратов послал свой план кремлевскому чиновнику в ноябре 2014 года, цели были ясны", — пишет в другой статье корреспондент The Times Том Парфитт.
Во взломанном командой украинских хакеров документе изложена "Троя" — стратегия по подготовке жителей Запорожской области на Восточной Украине к пророссийскому захвату или, как это называлось, "освобождению от нацистcко-фашистcких оккупантов", говорится в статье.
Это предложение сопрягалось с более широкой стратегией дестабилизации Украины, что раскрывается в новом докладе, с которым ознакомилась The Times. Доклад основан на утечке писем из круга Владислава Суркова, влиятельного кремлевского помощника, которого некоторые называют путинским Распутиным.
Муратов, экс-депутат от Курской области и бывший член "Единой России", в 2014 году был назначен представителем сепаратисткой ДНР в России. В рамках стратегии "Троя" он предлагал потратить 181 тыс. долларов на восстание в более западных областях Украины. Письмо, предположительно, было адресовано Иналу Ардзинбе, заместителю Суркова. Это был план по манипуляции общественным мнением перед восстанием в Запорожье, говорится в статье.
Согласно проекту, для организации выступлений должна была использоваться "существующая шпионская сеть". Планировалось установить контакт с сочувствующими лицами из местной полиции и СБУ. Кульминацией "Трои" должны были стать неопределенные "силовые меры" повстанцев против таких прокиевских группировок, как "Правый сектор"* и "Самооборона"*, пишет автор статьи.
"План Муратова, очевидно, не был приведен в действие, и невозможно установить, считался ли он в Москве серьезным предложением", — отмечает Парфитт.
"Дезинформация" — слово и понятие, изобретенные в Советском Союзе", — пишет The Times в редакционном комментарии. — Неудивительно, что Владимир Путин (…), чье мировоззрение сформировалось его периодом службы в разведке, тоже считает дезинформацию мощным оружием, имеющимся в арсенале России".
"Свод несанкционированно разглашенных электронных писем Кремля о том, как вести кампанию дезинформации на Украине, поражает своим бесстыдным и аморальным цинизмом. В них установлены даже цены — сколько нужно заплатить России, чтобы подкупить общественное мнение на Украине и коррумпировать продажных официальных лиц этой страны", — сообщают авторы статьи.
"То, что должно было сработать на Украине, было опробовано и во многих странах Западной Европы, причем со значительным успехом", — утверждает издание, называя современных кремлевских пропагандистов "молодыми, умными, проворными и искушенными".
Однако, продолжает The Times, "в конце концов лжецы попадают в ловушку собственной лжи. И попытки Москвы сеять замешательство, к которым она прибегает в качестве инстинктивной реакции на любую сложную ситуацию, восстановили против нее внешний мир".
"Дезинформация — самый быстрый способ лишиться уважения, доверия и политического влияния", — заключает издание.
Источник: Инопресса