Госизмена вчера и сегодня
Гражданам бывшего СССР или просто любителям истории понятие «измена Родине» хорошо знакомо. В советские годы по печально известной 58-й статье были расстреляны или осуждены на длительные сроки лишения свободы сотни тысяч человек. Когда после хрущевской оттепели, а потом перестройки большинство из них были признаны невиновными и реабилитированы, словосочетание «изменник Родине» стало символом тоталитарного режима и полностью себя дискредитировало.
С развалом Союза и появлением современной Украины о статье уголовного кодекса «государственная измена» забыли, казалось, и общество, и закон. Однако на самом деле все время независимости она существовала и «работала». Другое дело, кандидатов не было.
Итак, статья 111 УК Украины гласит:
«Государственная измена, то есть деяние, умышленно совершенное гражданином Украины в ущерб суверенитету, территориальной целостности и неприкосновенности, обороноспособности, государственной, экономической или информационной безопасности Украины: переход на сторону врага в условиях военного положения или в период вооруженного конфликта, шпионаж, оказание иностранному государству , иностранной организации или их представителям помощи в проведении подрывной деятельности против Украины, — наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой».
Одно законченное дело
Первые дела по ст. 111 появились в Украине зимой 2014 года. Данных об их точном числе, и даже о приблизительном количестве, нет. Известно только, что все подозреваемые обвиняются в сотрудничестве с Россией — в той или иной форме, связанной с их профессиональной деятельностью. Среди них — военные, работники правоохранительных органов и даже один журналист.
Кстати, история с блогером Русланом Коцабой, который «прославился» в обществе призывами бойкотировать мобилизацию, получилась достаточно громкой. Арест Коцабы вызвал в журналистской среде бурный протест — при том, что большинство коллег подозреваемого его позицию по ситуации в стране откровенно не поддержали. «Лжец, которого необходимо освободить», — написала о нем влиятельная «Телекритика», утверждая, что дезинформация, распространяемая Коцабой — не повод для ареста и судебного разбирательства вообще.
Тем не менее, следствие по делу Коцабы все еще идет, а ивано-франковский суд в очередной раз продлил срок его ареста.
Почти за два года с начала событий до реального приговора удалось довести лишь одно «госизменное» дело. 17 ноября Оболонский районный суд Киева приговорил к 7 годам лишения свободы бывшего старшего матроса Владимира Суханова, который служил на территории Крыма и перешел на службу России после аннексии полуострова.
На фоне дел не очень известного блогера и совсем неизвестного матроса процесс над экс-начальником Департамента контрразведки СБУ Владимиром Биком существенно выделяется — как минимум масштабами должности подозреваемого. Однако при ближайшем рассмотрении его дело кажется еще менее убедительным, чем история Руслана Коцабы.
Кто такой генерал Бик
Владимир Бик начинал карьеру в Главном управлении СБУ в Харьковской области. В 2005 году был назначен первым заместителем начальника Департамента контрразведки СБУ. В 2012 году в Службе безопасности был создан новый Департамент — контрразведывательной защиты интересов государства в сфере информационной безопасности, который Владимир Бик возглавил в апреле 2012-го.
Начальником Департамента контрразведки СБУ он пробыл недолго — 5 февраля 2014 года Бика назначили на эту должность, а в марте 2014-го уволили. Уголовное дело в отношении Бика было возбуждено тогда же, в марте 2014. Первоначально речь шла о ч.2 ст. 329 («потеря документов, которые содержат государственную тайну») и ч. 3 ст. 365 («превышение власти или служебных полномочий сотрудником правоохранительного органа») УК Украины, но в августе 2014 года следственный отдел Главной военной прокуратуры Генеральной прокуратуры Украины открыл в отношении Владимира Бика уголовное производство по факту государственной измены.
В ноябре 2014 года Бик был арестован. В том же месяце Апелляционный суд Киева признал законным избрание меры пресечения в виде содержания под стражей с залогом 5 млн грн. Залог внесен не был, поэтому Владимир Бик по сей день находится в СИЗО.
15 июля 2015 года Главная военная прокуратура закончила досудебное расследование действий генерал-майора СБУ Владимира Бика. Материалы дела были направлены в суд, а в октябре состоялось первое заседание.
Методы информационной войны
Уголовное дело, в котором фигурирует генерал Бик, было возбуждено в отношении сразу четырех руководителей СБУ времен Януковича — самого Бика, главы ведомства Александра Якименко, его первого заместителя Владимира Тоцкого и начальника департамента спецслужбы по защите национальной государственности Сергея Ганжи. На сегодняшний день трое из подозреваемых находятся в розыске.
По данным следствия, в декабре 2013 года, с ведома руководства СБУ, в Украину незаконно приехала группа сотрудников ФСБ Российской Федерации. Российские спецслужбы поручили Владимиру Бику собирать в интернете негативную информацию о Евромайдане (любительские видеоролики, сюжеты местных новостей и т.п.) и передавать ее в ФСБ для использования в «информационной войне» с Майданом и его участниками.
Непосредственными исполнителями заказа стали рядовые сотрудники СБУ, которым Бик, согласно материалам дела, поручил выгружать найденную информацию на специальный ресурс, а ссылки на размещенное видео сбрасывать на почтовый ящик Центра информационной безопасности ФСБ.
По данным следствия, подчиненные Бика о целях задания не знали. Всего они успели выгрузить на сайт 257 видеоматериалов.
Приказы не оспариваются?
Владимир Бик свою вину не признал. И визит российской делегации, и отправка видео россиянам имели, по его словам, совершенно легальный характер. «Как председатель Комиссии по информационной безопасности Совета руководителей специальных служб и правоохранительных органов стран СНГ я получил приказ от своего непосредственного руководителя Якименко встретить иностранную делегацию для налаживания сотрудничества, в том числе и в информационной сфере. Планировались конференции, встречи и совещания», — заявил Владимир Бик во время судебного заседания.
Что касается компрометирующих материалов, то генерал признал только отправку ссылок на почтовый адрес ФСБ. «Приказ руководства СБУ не был преступным. Цель переписки – установить, кто размещает материалы, которые могли привести к силовому противостоянию. Сайты были российские, необходимо было установить авторство видео», — объяснил Владимир Бик.
Стоить отметить, что все видеоматериалы, ссылки на которые были отправлены в ФСБ, находились (и находятся) в открытом доступе в интернете. При желании любой сотрудник спецслужб соседнего государства мог найти эту информацию самостоятельно. Разумеется, по каким-то причинам ФСБ могло поручить выполнять эту работу своим агентам в Украине. Но тогда нужны доказательства факта вербовки (расписки, записи переговоров и т.п). Однако таких данных в деле нет. Также отсутствует информация о том, что к представителям иностранного государства попала (или могла попасть) служебная информация.
Спираль истории
Судебный процесс по делу Владимира Бика только начался. Очевидно, каждая из сторон будет представлять новые доказательства своей правоты. Возможно, будут найдены беглые фигуранты дела, которые дадут дополнительную информацию.
Учитывая «репутацию» статьи о государственной измене, а также ожидания общества в части наказания виновных за события в Украине 2013-2014 годов, доказательства вины подозреваемых по ст. 111 УК Украины должны быть неоспоримыми. Иначе статус «изменника Родине» опять превратится в символ политических репрессий.
Кроме того, «идейные» судебные процессы не должны стать отвлекающим маневром для украинцев, которые требуют уголовных дел за конкретные преступления, совершенные на Майдане.
"Те, кто расстреливали Майдан, не только не сели за решетку, но и вернулись к власти. Сегодня их рейтинг — третий в списке. На мой взгляд, они должны были быть осуждены, а не занимать должности мэров и народных депутатов. Я считаю, что это действующая власть помогает им вернуться. Пока будет такая ситуация, мы получим преступление на преступлении", — заявила известная украинская певица, общественный деятель и экс-народный депутат Руслана Лыжичко.
По ее мнению, в расследовании преступлений на Майдане происходит «откровенный саботаж». И это — еще одно слово из кошмарного советского прошлого, которому не место в современной Украине.