Именно эти вопросы стали ключевыми на международной конференции, прошедшей 4 декабря в Киеве. Среди выступавших были: глава либеральной фракции бельгийского парламента Денис Дюкарм, профессор лувенского университета Венсан Дюжарден, экс евро-депутат от Великобритании Майкл Хиндли, Народный депутат Украины Евгений Мураев, гуру украинского политологического цеха Михаил Погребинский и Кость Бондаренко, а так же целый ряд топ экспертов.
Участники конференции поддержали идею Президента о предоставлении национально-территориальной автономии крымско-татарскому населению в Крыму, но в то же время отметили, что косметической реформы Конституции уже мало строительства успешной страны. По мнению участников конференции Украине нужна совершенно новая Конституция парламентской республики где каждый регион получит широчайшие права и полномочия, реализованные и в форме этно-территориальных автономий, и в форме самоуправляемых регионов. В то же время, по мнению выступающих права и полномочия регионов должны быть подкреплены бюджетными возможностями и фискальными инструментами. Бюджетный федерализм, глубокая деволюция (передача полномочий из центра на места), главенство принципа субсидиарности – вот залог эффективного функционирования государства.
Что такое федерализм или регионализм, или автономизм для Украины? Легко посчитать и показать на фактическом примере. На Украине 100% ренты за транзитную транспортировку природного газа трубопроводами поступает в госбюджет. Украина ежемесячно получает от России за транзит порядка 100 млн.долл.США. Учитывая, что часть трубы проходит по территории Закарпатской области, даже десятая часть от этой суммы могла быть реинвестирована в регион. Предоставление, например, Закарпатью статуса национально-территориальной автономии имело бы положительные результаты для экономического развития региона в целом. Все энергетические пути проходят через Закарпатье. Через край проходят важнейшие нефте- и газопроводы, электросети, что обеспечивают Европу энергоресурсами. При условии наделения региона особым автономным статусом необходимо предложить такой механизм, при котором часть платы за транзит газа по территории региона оставался бы в местном бюджете. Скажем, есть расчеты, которые показывают, если оставлять часть платы за транзит газа по территории Закарпатья в бюджете региона, то каждый житель Закарпатья мог бы получать около 500$ в качестве ежемесячного пособия. Хотя бы небольшой процент от платы за транзит, налоговые поступления, динамичное развитие туристической отрасли и инвестиции при эффективном менеджменте сделали бы Закарпатье процветающим автономным регионом с европейским уровнем жизни. Для сравнения: в Германии налог (роялти) за транзит газа поступает в бюджет федеральных земель, которые направляют эти средства на решение насущных местных вопросов. Пример: магистральный газопровод Германии STEGAL, соединяет г. Ольбернау (Саксония) на границе с Чехией и г. Рекрод (Турингия) в Центральной Германии. Подключен к газопроводам JAGAL и MIDAL. Предназначен для транспортировки импортируемого российского газа в газотранспортную сеть Германии. Протяженность – 320 км, пропускная способность – 8 млрд куб. м в год. Федеральные земли Саксония и Турингия получают роялти и налоги от оператора газопровода. Вот пример классического европейского регионализма на цифрах для Украины. Украина должна стать подлинным Содружеством всех культур, общностей, народов составляющих ее, и прийти к этому мы должны только цивилизованным, конституционным, законным, — резюмировали участники конференции.