Коррупция в Украине – непреодолимый барьер для инвесторов

В первую очередь из-за дороговизны тех же билетов на самолет, лекарств, Iphone. Почему в Украине, где зарплаты низкие, товары и услуги такие дорогие? Все просто, говорят эксперты: у нас вошло в привычку обязательно давать шоколадку за справку врачу, маленький презент чиновнику за выполнение его непосредственных обязанностей, откат за выигранный тендер и тому подобное.

Исходя из расчетов исследования, проведенного Центром экономической стратегии, из-за привычки ходить в госучреждения с конвертом в кармане, наша страна за последние 10 лет недополучила 23 миллиарда долларов ВВП.

Трудно представить, что именно с шоколадки начинается наша бедность, но это правда. Ведь никто не захочет вкладывать деньги в страну, где коррупция — привычное дело. Вот и выходит, что украинцы живут хуже всех в Европе и даже хуже многих африканских стран. Потому, что коррупция мешает развитию бизнеса и снижает инвестиционную привлекательность Украины.

Об этом иностранцы говорят уже открыто не скрывая своего недоумения. Как заявил недавно чрезвычайный и полномочный посол Королевства Нидерланды в Украине Кейс Кломпенхаувер, среди иностранных инвесторов привлекательность Украины в большей мере страдает от ненадежной судебной системы и коррупции. За последний год в Украине произошло огромное количество рейдерских атак и это разрушает уверенность иностранных инвесторов. Я специально употребляю слово "разрушает", потому что именно это и происходит. Инвесторы общаются друг с другом, и если что-то происходит, об этом быстро узнают все, — пояснил посол, добавив, что Украина для инвесторов не настолько привлекательна, как могла бы быть.

В результате имеем, что имеем. Украинская экономика — одна из слабых в Европе. Даже развивающиеся страны — Албания, Босния и Герцеговина, Косово, Черногория — живут лучше нас.

По данным, которые опубликовал премьер-министр Украины Владимир Гройсман, в 2016 году объем прямых иностранных инвестиций в Украину составил 4,41 миллиардов долларов. И хотя эта сумма на полтора миллиарда больше, чем в 2015 году, Украина привлекает меньше инвестиций, чем, например, Нигерия и Мозамбик. По уровню инвестиционной привлекательности мы ближе "недолюбленным" инвесторами стран, названия которых многие даже не слышали.

Для справки, пять наименее привлекательных для инвесторов стран мира: Бурунди, Коморские острова, Центральноафриканская Республика, Кирибати, Микронезия и Тувалу. В эти страны инвесторы деньги стараются вообще не вкладывать.

Конечно же, у нас ситуация немного лучше. Инвестиционная составляющая ВВП Украины приносит сейчас 12% доходов страны. Хотя средний показатель в мире — 24%. Больше всего инвестиций привлекают Китай, США и Бразилия. Например, сумма прямых иностранных инвестиций в экономику Китая в прошлом году составила почти 250 миллиардов долларов. Соединенные Штаты получили от инвесторов больше — 400 миллиардов долларов.

Понятно, что для экономического развития любой страны нужны иностранные капиталовложения. Их необходимо вкладывать в развитие производства и расширение рынков сбыта. Но, к сожалению, из-за коррупции иностранные инвесторы не стремятся вкладывать в Украину. Они понимают, что коррумпированные чиновники и судьи не стоят на защите их капиталовложений. Поэтому экономика Украины вынуждена развиваться только "на свои", что приводит к тому, что наша страна не производит в достаточных объемах конкурентоспособную продукцию. У нас просто не хватает денег, которые можно было бы вложить в модернизацию машиностроения, пищевую промышленность, автомобилестроение, создание бытовой техники и многих других товаров, на производстве которых поднялись экономики похожих на Украину стран таких как Турции, государств Восточной Европы и Латинской Америки. Они продолжают выигрывать у Украины конкуренцию на мировом рынке капитала.

А внутри Украины в это время растут объемы госинвестиций. Закономерно, чем выше коррупция, тем больший объем денег должно вливать в экономику государство. Но эти капиталовложения становятся неэффективными. Это не парадокс, а логичное следствие сложившейся системы. Ведь госинвестиции осуществляются благодаря решению коррумпированных чиновников. А они заинтересованы в увеличении финансовых потоков, ведь так легче красть.

При этом их цели на первый взгляд могут казаться прекрасными — построить дороги или больницы. Однако благодаря каждому проекту участники схемы положат в свои собственные карманы кругленькую сумму денег, а поскольку цель таких горе чиновников — собственное обогащение, то эффективность инвестиций снижается.

Таким образом, при росте коррупции на одну единицу индекса, качество дорог ухудшается на 2,5-7 процентных пункта. При этом стоимость государственных проектов постоянно растет, поскольку и аппетиты у чиновников постоянно растут. Фигурально выражаясь, деньги зарываются в землю. Хотя можно было бы тратить меньше денег, но использовать их разумнее. А это как раз то, что не интересует коррупционера. Вместо того, чтобы отремонтировать старый мост, они охотнее его снесут и построят новый. Так и для собственного бюджета эффективней, и для прессы доброе дело более резонансное.

Одним из примеров провальных госинвестиций можно считать тендер "Киевпастранса".В 2014 году на ремонт 15 трамваев было потрачено 15 миллионов гривен. Примечательно, что победитель ничего не ремонтировал, а просто закупил аналогичные списанные вагоны в Чехии. Более того, одним из акционеров подрядчика была бухгалтер компании, которая принадлежит главному инженеру "Киевпастранса". В результате государство понесло убытков на 9,75 миллионов гривен.

Еще один пример — стоимость подготовки Украины к Евро-2012. Она выросла в два раза против расчетной. Официально доказано, что, например, при реконструкции НСК "Олимпийский" в Киеве компания подрядчик "АК Инжиниринг" не закупила и, соответственно, не установила на стадионе внесенную в смету немецкую сантехнику на сумму 119,8 миллионов гривен.

А компания "Киевгорстрой" приобрела у субподрядчиков материалы и оборудование по завышенным ценам. В результате финансирование увеличилось на 2, 9 миллионов гривен. Стоимость строительства 84-километрового отрезка шоссе Краковец-Львов выросла по сравнению с запланированной в 1,4 миллиардов гривен почти до четырех миллиардов, что подняло цену укладки одного километра дороги в 2-3 раза выше, чем, например, аналогичной в США.

На проведение экспертизы технической документации по строительству стадиона во Львове из бюджета было выделено 15 миллионов 100 тысяч гривен, хотя на самом деле эта процедура стоила около 180 тысяч гривен.

Стоимость реконструкции стадиона "Металлист" в Харькове была завышена на 230 миллионов гривен. Даже путеводители для иностранных гостей столицы обошлись в три раза дороже. Вместо десяти гривен их печать обошлась бюджету в 30-ть за каждый. Компания "Балтия –Печать" освоила таким образом 1,6 миллионов бюджетных гривен. Причем заказ получила без всякого тендера. И это только данные, которые выявило КРУ или Счетная палата. А сколько еще таких примеров можно озвучить, даже страшно подумать.

 

Если в стране коррумпированные налоговые органы, то большинство компаний искусственно занижают свои официальные доходы. Приблизительно на 4-10 процентов — так они сокращают налоговый пресс и скрывают свою прибыль. Это известная мировая аналитика. Наша страна не исключение.

В Украине от уплаты налогов уклоняются приблизительно 62% компаний. Почему уклоняются? Да потому, что показать высокий доход — это пригласить к себе толпу проверяющих, которые "найдут" столько нарушений, что устранять их можно будет годами. При этом избавиться от этого помогает конверт с заботливо вложенными туда купюрами. Не удивительно, что 47% предпринимателей в Украине дают взятки. В среднем украинские компании тратят почти 2% прибыли на "конверты" проверяющим. Кажется, что это скромная цифра, но в масштабах страны это вымывает из бюджета миллиарды гривен.

Закономерность, чем коррумпированное государство, тем меньше налогов платят предприятия. А меньше налогов — ниже социальные расходы. Именно поэтому воспитанники интернатов в Украине получают так мало помощи от государства. А все потому, что официально быть богатым и успешным бизнесменом в нашей стране невыгодно.

Бизнес хочет получать прибыль — это единственная его цель. Новомодные социальные функции бизнеса типа защиты экологии — побочный результат его деятельности. Компания не будет заботиться об окружающей среде, если не зарабатывает, или если эта забота отбирает у нее слишком много ресурсов. Поэтому бизнес работает в той стране, где ему удобно зарабатывать деньги, где для этого есть условия. Какой нормальный бизнесмен захочет вкладывать свои деньги в страну, где на него налетит куча чиновников и проверок с одним желаем — эти деньги отобрать? А Украина — именно такая страна. Отсутствие иностранных инвестиций — прямое следствие того, что деятельность госструктур, с которыми сталкивается бизнесмен, заточена для одной цели: сделать богатым начальника управления, мэра или министра, а не народ и бизнесмена.

Если бы уровень коррупции в Украине был бы таким, как в Польше, то, в прошлом году страна привлекла бы прямых иностранных инвестиций на 2,2 миллиарда долларов больше. К тому же, если бы у нас была меньше коррупция, то государство могло бы брать меньше кредитов.

Любое государство, и Украина в том числе, — это набор чиновников разных рангов. Они нужны для того, чтобы делать жизнь граждан проще. Народ сам не может издавать законы, контролировать границу, представлять интересы страны перед другими государствами… Потому и существуют чиновники, которые выполняют эту работу. Чиновник работает на того, кто ему платит. Если зарплата маленькая он продает свою подпись под документами. А дальше все зависит от должности: где-то можно "срубить" лишние 100 гривен за справку, а где-то — миллионы за тарифы на электроэнергию.

Отсюда и возникает слишком много бюрократии — чем больше ненужных бумажек, тем выше доход. Отсюда и нежелание госслужащих работать как нужно, без доплат. Вот такой интересный эффект, который порождает коррупция — она склоняет госслужащих к взяткам.

При увеличении коррупции всего на единицу индекса, продуктивность капитала снижается на 2%. А уменьшение продуктивности капитала значит, что страна производит меньше товаров и услуг при том же объеме вложенных денег. Если бы уровень коррупции в Украине был таким же, как в Польше, то продуктивность капитала увеличилась бы на 6,4%, а это значит, что наш ВВП вырос бы почти на 13%. И еще одна интересная особенность: в коррумпированных странах больше тратят на силовые органы, чем на социальные нужды.

При росте коррупции на единицу индекса, расходы на образование падают на 0,39% от ВВП, а на медицину — на 0,64% от ВВП.

Кажется, что это так мало — меньше одного процента ВВП. Но в реальности это сотни миллионов гривен. Мало того, коррупция порождает коррупцию. Государство не может выделить на медицину нужную сумму, потому что из-за коррупции бизнес не платит налоги. Чиновники в МОЗ воруют деньги, поэтому до врачей доходит еще меньше, чем запланировано. Поэтому они вынуждены брать деньги с пациентов и на медикаменты и достойную оплату за свою сложную работу.

Показателен недавний пример с Романом Василишиным, бывшим замглавы Минздрава. Его обвиняют в том, что он регулярно требовал взятки с врачей Александровской больницы Киева. Откуда им взять деньги? Только у пациентов. В результате, все большим становится неравенство в распределении доходов. Пациенты вынуждены влезать в долги на лечение. И еще больше нищать. А депутаты наоборот — богатеть. Схема простая.

Например, бизнесмен Ковальчук хочет получать больше прибыли. Для этого он дает депутату миллион долларов за закон, который обязует украинские компании закупать комплектующие только на его заводах. В результате депутат, кроме зарплаты в 17 тысяч гривен за лоббирование закона имеет еще и миллион долларов. А возможно еще несколько миллионов от других бизнесменов за нужные им законы. Теперь у него есть деньги на несколько шикарных домов, на взятку главе сельсовета, чтобы выделить земельный участок в заповеднике, и на авто класса люкс. Зато в его родном городе нет денег на новые дороги. Так коррупция порождает социальное расслоение. Чем больше денег идет на взятки, тем меньше денег мы можем инвестировать в будущее: в современные заводы, ровные дороги, порты, элеваторы, самолеты… В экономике есть показатель, который позволяет измерять это расслоение — коэффициент Джини.

Если бы коррупция в Украине уменьшилась до уровня Польши, то и этот коэффициент снизился бы почти на семь пунктов, то есть, разрыв между богатыми и бедными стал бы не таким огромным.

Если бы коррупция в Украине была такой же, как в Польше, то за последние 10 лет реальный ВВП прибавил бы еще 23 миллиарда долларов. В далеком 1992 году наши экономики были похожи. Теперь Польша, Румыния, Турция, Болгария и другие соседи оторвались далеко от Украины. Нас разделяет в первую очередь отношения к коррупции. Украина в этом рейтинге — на 130-м месте в мире, Польша — на 30-м, Турция — на 42-м.

Помимо коррупции у нас существует еще ряд препятствий для инвесторов. Самое главное — ограничение на движение капитала. Мало кто захочет инвестировать в страну, из которой в случае непредсказуемых событий нельзя быстро вывести свои деньги.

Три вещи, которые помогут Украине привлечь иностранные инвестиции: дерегуляция, европейская перспектива и безусловная защита прав собственности. И тогда, говорят аналитики, деньги пойдут в экономику Украины широким потоком. К тому же, Европейская перспектива у нас уже есть.

Вот и напрашивается вывод — в нашей стране не правительство надо менять каждый раз, как только кто-то остается не доволен его работой, а людей, которые за 25 лет так и не научились "давать в лапу", поскольку так проще и легче. Положил конверт на стол и не надо стоять в очереди, добиваться того что тебе же положено по закону и что должен сделать чиновник в рамкой своих обязанностей.

А может просто надо начать с себя — не давать и не брать…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *