"Паясничанье за неделю до назначенной даты "развода" с Евросоюзом грозит обернуться катастрофой, если страна внезапно окажется погруженной в правовой вакуум и покроется таможенными барьерами по причине отсутствия соглашения со своими 27 соседями по континенту", — отмечает автор статьи.
"Однако представление кукольного театра маскирует тревожный сценарий: разрушение британской парламентской монархии, самой старой и глубоко укоренившейся среди всех европейских демократических стран. Драма, которой порадовались как Владимир Путин, так и Дональд Трамп, началась в тот момент, когда Дэвид Кэмерон решил провести референдум о выходе из ЕС. Ранее в Великобритании было проведено только два общенациональных референдума: один о вступлении в Европейское экономическое сообщество в 1975 году, другой в 2011 году о реформе избирательной системы. В обоих этих случаях народный вердикт соответствовал мнению большинства депутатов", — указывает Бернар.
"С тех пор почтенная парламентская демократия вступила в конфликт с голосом народа", — отмечает Le Monde.
"Данный кризис усугубляется двумя факторами: с одной стороны, это неспособность депутатов набрать большинство по поводу формы "Брекзита", что является результатом неудачи Мэй во время неосторожных досрочных выборов 2017 года; с другой стороны, это непрекращающиеся оплошности жесткого, зашоренного премьер-министра, которая проявляет себя как посредственный оратор, непригодный для общения, — считает автор публикации. — Мэй совершила впечатляющую серию тактических ошибок: она начала бракоразводный процесс до того, как у нее появилось хоть малейшее представление о будущем сосуществовании, установила "опасные пределы" для ЕС, противоречащие интересам своей страны, инициировала выборы, которые заставили ее потерять большинство и сделали ее заложницей североирландской экстремистской стороны".
"Но важнее всего то, что Мэй усугубила безвыходное положение, в котором сегодня находится Соединенное Королевство, скрывая от своих сограждан реальность ставок "Брекзита". Выход из ЕС предполагает фундаментальный выбор: найти способ крепко присоединить страну к континенту, чтобы сохранить ее экономику, либо все сломать драконовскими методами, чтобы создать налоговый оазис, "свободный" от социальных и экологических правил ЕС, своего рода Сингапур на Ла-Манше. Такую альтернативу никогда ясно не излагали ни Тереза Мэй, ни лидер лейбористов Джереми Корбин, чья "левая" двусмысленность в отношении ЕС представляется довольно драматичной, — комментирует журналист. — Сегодня никто не может точно объяснить британцам, куда их может завести "Брекзит".
"Между тем "континентальные жители" вряд ли обрадуются злоключениям Терезы Мэй. Ослабление британской демократии является угрозой для всех европейцев, и "перекладывание вины", когда объектом оказывается премьер-министр, не заставит себя долго ждать, нацелившись уже на Германию и/или Францию. И даже если "сделка" с 27-ю странами ЕС в конечном итоге будет заключена, то почти ничего не будет решено: потребуются еще годы неопределенности, чтобы усмирить ненависть и злобу, преодолеть раздражение, договориться о будущих торговых отношениях и создать разумный компромисс, способный скрепить связи, которые на самом деле являются нерушимыми", — резюмирует Бернар.
Источник: Le Monde