"Иран находится в незавидном положении, и Москва пользуется этой ситуацией", — сказал профессор Университета Джорджа Мейсона, эксперт по отношениям с Россией на Ближнем Востоке Марк Катц.
"Ирано-российское соперничество быстрее всего разворачивается на нефтяном фронте, — сообщают авторы статьи. — В воскресенье министр нефти Ирана Бижан Зангане отказался прийти на встречу ОПЕК в Алжире. Иран обвинил Россию и Саудовскую Аравию в сговоре с целью нарастить добычу, снизить цены и нанести урон иранской экономике".
С момента выхода США из ядерного соглашения иранский экспорт обрушился. В "Национальной иранской нефтяной компании" ожидают, что в этом месяце поставки упадут примерно до 1,5 млн баррелей, что на треть меньше, чем в июне, информируют журналисты со ссылкой на знакомые с ситуацией источники.
Россия тем временем увеличила добычу на 250 тыс. баррелей до 11,6 млн ежедневно. "В августе ее нефтегазовые доходы выросли почти на 50% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году и составили примерно 83 млрд долларов", — сообщают авторы статьи.
Дополнительная нефть в основном идет покупателям, сократившим импорт иранской нефти из страха перед санкциями США. Среди них Греция, Италия и Турция. Представитель Ирана в ОПЕК Хосейн Каземпур обвинил Россию в том, что она усугубляет воздействие американских санкций, используя нефть как политический инструмент. "Россия получает выгоду от невыполнения ядерной сделки", — сказал он.
"Укрепляя свою роль ключевой политической силы на Ближнем Востоке, Россия также увеличивает торговлю с соперниками Ирана", — сообщают авторы статьи. В прошлом году торговля с Израилем выросла на 25%. Также Россия согласилась продать Саудовской Аравии комплексы С-400, которые превосходят проданные Ирану С-300.
"В Сирии перевес тоже на стороне России, которая прочнее закрепилась в энергетическом секторе", — говорится в публикации. В прошлом году Сирия заявила, что Россия восстановит нефтяные и газовые поля и будет разрабатывать месторождения у берега Средиземного моря. Сирийское правительство также наделило "Стройтрансгаз" правами на добычу фосфата рядом с Пальмирой. Изначально этот проект был обещан иранским компаниям.
Помимо этого, Иран и Россия по-прежнему не в ладах по поводу нефтяных месторождений в Каспийском море, несмотря на достигнутое в августе соглашение по разделу морского дна. "Иран стремится получить пятую часть прав на каспийскую нефть, но Москва хочет предоставить ему 11%", — говорится в статье.
Источник: Инопресса