По данным премьер-министр Украины Владимира Гройсмана, наша экономика демонстрирует рост уже 11 кварталов подряд, что является позитивным сигналом. Но, даже он понимает, что этого недостаточно для решения проблем, которые годами накапливались стране.
Чтобы рост экономики был заметен не только на бумаге, но и ощутим людьми, правительству нужно продолжать работу над улучшением инвестиционного климата и продолжать реформирование всех сфер жизни. Без этого достичь ускорения роста экономики до 5-7 % в год невозможно. В противном случае, мы будем топтаться на месте. И только пять лет восстанавливать докризисное экономическое состояние страны.
Наши приоритеты: улучшение бизнес-климата, новая система управления госсектором, честная и прозрачная приватизация, а, следовательно, вхождение инвестиций в реальный сектор, энергетика — должны уменьшать зависимость от импорта и развивать свою базу, — рассказал премьер-министр, выразив уверенность, что со следующего года начнет работать Фонд поддержки инноваций с объемом финансирования 300-350 миллионов гривен, Фонд энергоэффективности, бюджет которого составит около 14 миллиардов гривен, продолжится работа над запуском экспортно-кредитного агентства. Также будут продолжены программы секторальной поддержки, в том числе по льготам при модернизации производства. И тогда, по мнению вице-премьера Степана Кубива, экономика Украины может выйти на докризисный уровень уже в 2021 году.
ВВП и программа МВФ
Напомним, недавно Министерство экономического развития и торговли обнародовало обновленный консенсус-прогноз. Рост ВВП Украины по итогам 2018 года ожидается на уровне 3,1%, в 2019 году — 3%, в 2020 — 3,1%, в 2021 году — 3,9%. А Международный валютный фонд в октябрьском обзоре мировой экономики снизил оценку роста ВВП Украины в 2019 году до 2,7%. А в 2018 повысил — до 3,5% с прогнозируемых 3,2%.
Ну вроде как и не плохо звучит, однако если сравнить наш рост с ближайшими соседями, то Украина выглядит хорошо только на фоне России, где рост ВВП в первом квартале 2018 года составил 1,1%.
А вот сравнение, с Польшей, Беларусью и Латвией не в нашу пользу. Эти три страны показали результат в 5,1%. Молдова немного хуже, но тоже впереди нас — рост ВВП 3,8%. Но учтите, эти страны не воюют и не тратят на оборону около 5% ВВП, как Украина. К тому же, Украина платит большие долги и 3 декабря Нацбанк перечислил по программе stand-by от 2014 года в полном объеме более 150 миллионов долларов.
Вместе с тем Украине таки удалось уговорить МВФ на новую 14-месячную программу, которая заменила программу EFF, утвержденную в марте 2015 года, срок которой истекает в марте 2019 года.
И это пожалуй, главное событие уходящего года в экономике для Украины.
18 декабря МВФ одобрил новую для нашей страны объемом 3,9 миллиарда долларов, а уже 21 декабря мы получили первый транш в размере1,4 миллиарда долларов. Старт новой программы стал возможным после выполнения ряда предварительных условий, включая принятие государственного бюджета на 2019 год с дефицитом 2,3% ВВП, повышение тарифов на газ для населения на 23,5% и старт реформы Государственной фискальной службы посредством ее разделения на налоговую и таможенную службы.
Решение о последующих траншах МВФ будет принимать в мае и ноябре 2019 года во время пересмотра выполнения нашей страной условий меморандума. Среди них — продолжение политики экономии бюджетных средств, снижение инфляции при сохранении гибкого обменного курса, давно назревший перезапуск большой приватизации, дальнейшее повышение цен на газ до импортного паритета, введение в действие Антикоррупционного суда, продвижение земельной реформы. То есть, Фонд разработал новую программу в качестве работы над ошибками предыдущей программы, понимая, что более серьезных шагов в период двойных выборов от страны ожидать не стоит.
Вместе с макрофинансовой помощью от Евросоюза и гарантиями от Всемирного банка на 0,75 миллиардов долларов Украины может теперь рассчитывать, что никаких угроз финансовой стабильности государства в течение следующего года не будет. И, хотя это позитивная новость, не от хорошей жизни мы опять заимствуем деньги у международных организаций.
Но без этого не обойтись, поскольку на погашение и обслуживание внешнего долга Украины в 2019-2020 годах Украина должна выплатить около 12 миллиардов долларов.
Поэтому сразу после анонса новой программы с МВФ, Украина разместила два выпуска еврооблигаций на два миллиарда долларов. И сразу же в процессе сбора заявок почти четыре сотни инвесторов выразили заинтересованность в приобретении наших облигаций на общую сумму 4,9 миллиарда долларов. В результате бумаги выкупили инвесторы из США и Евросоюза.
Также новая программа с МВФ позволила разморозить отношения с другими официальными кредиторами. Евросоюз предоставил Украине первый транш объемом 500 миллионов евро по новой программе макрофинансовой помощи на миллиард евро, а Всемирный банк дал гарантии на 750 миллионов долларов, под которые наша страна уже получила на внешних рынках 350 миллионов долларов.
Таким образом, международные резервы Украины к концу декабря обновили пятилетний максимум — 20,7 миллиарда долларов. Долгожданное примирение с ключевым кредитором позволило национальной валюте относительно спокойно пережить традиционный для конца года период турбулентности. Гривна так и не поднялась до прогнозируемой в государственном бюджете на 2018 год отметку в 30 гривен за доллар и будет встречать Новый год с курсом 27,68 гривен за доллар, что на 1,5% выше показателя годом ранее.
Инфляция и Национальный банк
Что же касается инфляции – она увеличивалась высокими темпами в начале года, с мая по сентябрь наблюдался благоприятный период нулевого роста цен и даже их снижение в августе. После резкого скачка в сентябре темпы роста потребительских цен пошли в низ и поэтому Национальный банк Украины оставил прогноз инфляции на конец 2018 на уровне 8,9% и пересмотрел прогноз базовой инфляции в сторону понижения до 7,1%.
А вот наше правительство считает, что год мы закончим с ростом экономики в 3% и инфляцией 9%. Ну а Международный валютный фонд и Всемирный банк считают менее оптимистичны и считают, что рост ВВП в Украине будет 3,5% при инфляции 10%.
Российские долги
Уходящий год принес Украине несколько важных побед над путинской агрессивной Россией на юридическом фронте.
Так в феврале российский монополист "Газпром" проиграл судебную тяжбу украинскому "Нафтогазу" в Стокгольмском арбитраже. И теперь Россия должна выплатить в соответствии с решением арбитража составляет 2,6 миллиарда долларов. При этом ежедневная сумма пени увеличивает этот долг на полмиллиона долларов. Однако "Газпром" решение арбитража выполнять отказался, что вынудило украинскую компанию начать процесс принудительного взыскания долга. В результате были арестованы акции собственника газопровода "Северный поток" и оператора строительства "Северного потока-2" в Швейцарии, а также активы "Газпрома" в Великобритании и Нидерландах.
Кроме того, в ноябре суд в Швейцарии запретил этим компаниям любые выплаты в пользу "Газпрома", а сумма претензий может вырасти еще на 12 миллиардов долларов, так как в июле "Нафтогаз" подал новый иск с требованием пересмотреть тариф на транзит газа.
Аукнулась Путину и аннексия Крыма, в результате которой россияне бесцеремонно присвоили себе имущество украинских компаний и банков, а также выдворили за пределы полуострова тысячи наших сограждан.
В ноябре Международный арбитраж в Париже принял решение о взыскании с России 1,3 миллиарда долларов компенсации в пользу украинского государственного "Ощадбанка". Вместе с тем в Москве и это решение не признает, и теперь будет арестовано все имущество российских государственных компаний по всему миру.
Этот год так и не принес России быстрой победы в споре о "долге" Януковича. Апелляционный суд Англии отправил иск РФ о взыскании с Украины задолженности по евробондам на три миллиарда долларов на новое рассмотрение. Разбирательство в суде продолжается с января 2017 года и теперь оно будет проходить по полной процедуре, а не по ускоренной, как этого хотели россияне. И суд не стал игнорировать нестандартные обстоятельства получения "взятки" Кремля в декабре 2013 года тогдашним главой нашего государства Виктором Януковичем, а также факты агрессии слетевшего с катушек соседа по отношению к Украине. Кроме этого, российский бизнес, вольготно себя чувствовавший в Украине более двух десятков лет, прощается с нашим рынком. Это и является платой за агрессивную политику Кремля.
Вместе с тем единственным обанкротившимся банком в нашей стране за уходящий год стала дочерняя структура российского государственного "Внешэкономбанка". В ноябре Фонд гарантирования вкладов физических лиц ввел в этот банк временную администрацию, а в декабре начал его ликвидацию. Традиционно в ответ Россия уже традиционно стала "потрясать" оружием и 25 ноября российские пограничные корабли обстреляли три украинских судна в Керченском проливе и захватили в плен 24 украинских моряков. В ответ Украина ввела военное положение в десяти областях. На фоне этого решения украинский валютный рынок несколько дней лихорадило, а гривна упала к доллару более чем на 50 копеек. Однако уже через три трех дней все успокоилось и наша валюта резко поползла вниз, где и укрепилась. С 26 декабря военное положение в Украине было отменено, но украинские моряки продолжают оставаться в российском плену.
Инвесторы и инвестиции
Украина в 2018 году, не смотря на войну и проблемы с коррупцией, стала более привлекательной для зарубежных инвесторов. Они успели оценить наш потенциал. Особенно дешевую, но квалифицированную рабочую силу, близость к огромному рынку ЕС и статус страны, имеющей договор об ассоциации с Евросоюзом.
И так за годы войны в Украине построено 60 заводов с участием иностранного капитала. В частности, апреле 2018 года в Дергачах Харьковской области был введен в эксплуатацию самый мощный в Украине асфальтобетонный завод. Это пятый завод итальянской фирмы Marini Fayat Group в нашей стране. "Европейский Протеин Украина" в поселке Рокитное Киевской области запустил завод по производству высокопротеиновых добавок нового поколения на общую сумму инвестиций около 10 миллионов гривен. Мощности позволяют обеспечить потребности внутреннего украинского рынка, а также рынков Европы, Ближнего Востока и Азии. Говорят, что в мире на данный момент всего два таких завода.
Австрийская компания Head International GmbH строит в Винницкой области завод по производству горнолыжного оборудования. Количество новых рабочих мест на начальном этапе составит около 300, а в 2022 году — достигнет тысячи человек, обещают в компании. Стоимость проекта составляет 80 миллионов евро. Один из крупнейших производителей свинины в стране — компания с датскими инвестициями Гудвелли Украина — строит мясоперерабатывающий завод на территории Викторовского сельского совета Ивано-Франковской области. В Виннице "Несс Эстейт" планирует построить завод по производству солнечных панелей. Завершение комплексной реализации проекта запланировано на вторую половину 2019 года. В результате реализации проекта планируется создание около 400 новых рабочих мест.
Таким образом, прямые инвестиции в экономику Украины по состоянию на 1 октября 2018 года составили 31 973,6 миллионов долларов, что на 367,2 миллионов долларов больше, чем в начале года. Об этом сообщает Государственная служба статистики. Также по данным статистического ведомства, больше всего инвестиций за девять месяцев поступило из Германии — 141,8 миллиардов долларов, Великобритании — 103,5 миллионов долларов, Нидерландов — 57,7 миллионов долларов,
По состоянию на 1 октября страны ЕС являются крупнейшими инвесторами в экономику Украины.
Но тем не менее, по последним оценкам экспертов МВФ, уровень безработицы на Украине в 2018 году ухудшился до 9,4% с 9,2% прогнозированных ранее. При этом, по данным Госстата, восемь из 26 миллионов работающих украинцев сегодня получают зарплату в конвертах. Объем теневого сектора в экономике Украины охватывает 33% от ВВП. А по мнению ряда экспертов, метод решения проблемы теневых доходов, предложенный премьер-министром Украины Владимиром Гройсманом, — а именно проверки бизнеса — не поможет детенизации, а лишь подстегнет рост коррупции в стране.
Кадры и перестановки
Этот год также запомнится важными кадровыми назначениями и громкими кадровыми скандалами. Так, в марте Верховная Рада поддержала предложение президента Петра Порошенко уволить Валерию Гонтареву с поста главы Национального банка и назначить на этот пост Якова Смолия.
В июне парламент отправил в отставку министра финансов Александра Данилюка после двух лет его работы на посту и шумного скандала с премьер-министром Владимиром Гройсманом. Временным, а спустя полгода и постоянным руководителем Минфина стала Оксана Маркарова.
Весь год сотрясали скандалы вокруг руководства Государственной фискальной службы. Отстраненный Кабинетом министров от должности главы ГФС Роман Насиров в связи с расследованием Специализированной антикоррупционной прокуратуры о злоупотреблениях на два миллиарда гривен, в декабре 2018 года он получил решение суда о незаконности своего увольнения и даже явился на работу.
Правительство решение суда не приняло и, по словам президента Петра Порошенко, принимать не собирается. Однако Насиров сам издал приказ о своем восстановлении в должности и пообещал уже скоро приступить к обязанностям.
А пока Насиров отбивался от правоохранителей, обязанности главы ГФС исполнял Мирослав Продан. Против него в июле полиция также начали расследование и вручили подозрение в незаконном обогащении. 5 сентября Продан уволился по собственному желанию, пообещал принять участие в конкурсе на должность главы ГФС и срочно отбыл за рубеж на лечение.
НБУ и казна
В апреле Национальный банк выпустил в обращение новые монеты номиналом 1 и 2 гривны, а также анонсировал выпуск монет номиналами 5 и 10 гривен в 2019-2020 годах. Со временем они заменят банкноты соответствующих номиналов. С июля Национальный банк прекратил чеканку мелких монет номиналами 1, 2, 5, 25 копеек и ввел правила округления общей суммы покупки за наличные.
Неожиданно 1 августа остаток средств на едином счете Государственной казначейской службы упал до минимума за четырех с половиной года, или до менее двух миллиардов гривен, но к сентябрю ситуация выровнялась. Видимо, по причине нехватки средств, в уходящем году так и не повысили минимальную зарплату до обещанных 4100-4200 гривен. Но она вырастет до 4173 гривен с 1 января 2019 года.
Рада и бюджет
Не состоялась и ожидаемая международными партнерами земельная реформа. В декабре Рада продлила мораторий на продажу сельхозземель до 2020 года. Правда, в парламенте зарегистрирован проект постановления об отмене этого решения.
Но пожалуй главным для парламента стало принятие бюджет на следующий год. Парламент и правительство сломали многолетнюю традицию и приняли госбюджет не "под елочку", а к концу ноября, хотя без традиций все же не обошлось и точку депутаты в этом вопросе поставили все же на рассвете, после суточного обсуждения.
Подводя итоги уходящего года в экономике, стоит также напомнить и другие важные события.
Так, Украина поднялась на пять позиций и заняла 71-е место в рейтинге легкости ведения бизнеса Всемирного банка Doing Business, что, безусловно, — позитивный сигнал. Но пока еще очень далеко от обещанного властями попадания в топ-50. В начале лета в нашей стране запустили связь четвертого поколения 4G, которая, откровенно говоря, пока работает не во всех городах и с перебоями, но крупнейшие мобильные операторы обещают исправиться.
Итог
Что же имеем в итоге. Пока, невзирая на позитивные прогнозы, экономика Украины развивается черепашьими темпами. Наших 3% роста ВВП в год катастрофически недостаточно. Чтобы обеспечить средний уровень доходов по стране на уровне двух тысяч американских долларов в месяц, ВВП Украины должен составлять 1,2 триллиона долларов в год. А у нас сейчас этот макроэкономический показатель приблизительно равняется 114 миллиардам долларов. Выходит, чтобы жить, как в Америке нам нужно почти в десять раз поднять рост экономики.
По три процента в год — жизни не хватит, что бы дождаться светлого будущего. Ведь пока 10% роста ВВП в год Украине не обещает ни один из потенциальных кандидатов в президенты. А ведь нам нужно бежать со всех ног хотя бы для того, чтобы догнать Молдову и Беларусь. Необходим резкий скачек, который смог бы привести страну к росту зарплат и пенсий до европейского уровня.
Сделать это, конечно, можно. Китай уже показал, что отсталая страна может быстро превратиться в развитую. Но чтобы это случилось, нужны серьезные изменения в бизнес-климате. С 76 местом в рейтинге легкости ведения бизнеса и 130 местом в рейтинге восприятия коррупции никакого роста экономики не будет. К тому же, если украинская экономика будет расти на 3% в год, то мы догоним Польшу где-то в середине 21 века и то, если польская экономика вдруг по какой-то причине перестанет расти. А если рост нашего ВВП будет 10% в год, то Польшу мы догоним через десятилетие.
Какой путь мы выберем для Украины: застопорим экономику, чтобы и дальше манипулировать бедным населением, или подтолкнем экономику к росту, чтобы дать возможность стране по-настоящему войти в Европу? Ответа на этот вопрос предстоит дать нам сами этой весной, избирая себе нового президента…