Заблокированное воспоминание

В эти дни в Санкт-Петербурге, повествует журналистка, много пробок. В центре города проходят репетиции военного парада, который пройдет в воскресенье в честь 75-й годовщины снятия блокады Ленинграда. "Те, кто находятся у власти в Москве, снова отправляют сюда солдат вместо сочувствия и прописывают национальную гордость вместо воспоминаний", — отмечает Бигалке. Власть имущие всегда хотели контролировать то, как люди вспоминают о ней", — говорится в статье.

"Блокада, — указывает Бигалке, — была геноцидом. Но после войны ни одна из двух сторон не была заинтересована в том, чтобы так ее называть. Московская власть до сих представляет тех, кто оказался в оккупации, как героев, которые мужественно оказывали сопротивление немцам. То, что люди едва держались на ногах от голода, ели кошек и клей, а некоторые были наказаны за каннибализм, стало по большей части известно только в 1990-е годы".

Вопрос о том, был ли Сталин готов пожертвовать жизнями этих людей так же легко, как его противники, "задается сегодня редко, в том числе и потому, что в России все еще есть люди, почитающие Сталина. И правительство возражает им неохотно", отмечает издание.

"В Германии, — продолжает журналистка, — о блокаде Ленинграда, одном из чудовищных преступлений вермахта, вообще не думали долгое время. Как ощущали бы себя те, кто остался в живых, когда в Германии им не предают значения, а на родине подчас подвергают цензуре? В России по сей день надо быть внимательным, когда говоришь о блокаде". 5 лет назад телеканал "Дождь" задал вопрос о том, нужно ли было сдать Ленинград, чтобы спасти сотни тысяч жизней. Опрос, напоминает издание, был удален администрацией программы. Премьера фильма Алексея Красовского "Праздник" также состоялась на Youtube, а не в российских кинотеатрах.

"Жертвы блокады — так хотят это видеть — отдали свою жизнь за победу российского народа. Как будто бы это оправдывает их смерть, как будто бы они умирали от голода добровольно. Это умаляет значимость произошедшего, и это опасно. В Санкт-Петербурге, — отмечает Бигалке в заключение, — многие вспоминают о жертвах не в воскресенье, а 8 сентября, в день, когда началась блокада".

Источник: Süddeutsche Zeitung

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *